Подготовка к Таинствам

Крещение / Миропомазание

Таинство Крещения

Самым первым христианским Таинством, с которого начинается христианская жизнь каждого человека, является Таинство Святого Крещения.

Как же совершается Таинство Крещения?

К совершению Таинства Крещения нужно подготовить нательный крест, белую рубашку, а также чистое полотенце, перемену белья и свидетельство о прохождении крестных или крещаемого двух подготовительных бесед. Прежде совершения Таинства Крещения происходит наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной Церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку.

Во время Таинства священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви. Крещаемый же отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою веру во Христа, как Царя и Бога. Когда же крестят младенца, то отречение от диавола и всех дел его, а равно и Символ веры произносят от его лица восприемники.

Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста: сначала своею рукою, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: «Крещается раб Божий (упоминает его имя) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». На крещенного возлагаются белые одежды и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после Крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Господа Иисуса Христа.

Сразу же после Крещения совершается Таинство Миропомазания. Священник помазывает крещенного святым миром (миро – это особым образом приготовленное благовонное масло, которое освящает Предстоятель Церкви — Патриарх), делая им знак креста на разных частях тела, и произносит слова: «Печать (т.е. знак) дара Духа Святаго». В это время невидимо подаются крещенному дары Святаго Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывают миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел. Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и его восприемниками вокруг купели есть знак торжества и радости духовной. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещенного делается в знак его посвящения Господу.

Когда совершается Таинство Крещения в нашем храме?

Таинство Крещения совершается в нашем храме ежедневно:
на буднях — в 10:30,
в субботу — в 11:30,
в воскресение — с 12:00

При необходимости возможно совершение Таинства Крещения и в другие часы, но для этого необходимо заранее согласовать время со священнослужителями или сотрудниками храма.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла имеющие намерение принять Таинство Крещения, а также родители и восприемники готовящихся к Крещению младенцев должны принять участие в двух огласительных беседах о православном вероучении, христианской нравственности и церковной жизни. По окончании бесед выдается свидетельство.

В нашем храме огласительные беседы проходят в субботу в 15:30 и во вторник в 18:30.

В период Великого поста во вторник занятия проводятся в два потока: в 18.30 часов для тех, кто первый раз пришел на беседу, и в 19.30 для тех, кто пришел на вторую беседу.

Записываться на беседы не надо! 

Для приходящих ко крещению взрослых необходимо прочитать Евангелие.

Восприемниками не могут быть:
— Некрещеные или лица другого вероисповедания;
— Неверующие и нежелающие приобщиться к истинам православной веры;
— Родители ребенка;
— Малолетние;
— Душевнобольные;
— Супружеская пара или лица, собирающиеся вступить в брак;
— Не допускается «заочное» восприемничество.

Справки по телефону: 8 (499) 977-99-31
Штатный миссионер: 8 (903) 245-55-44 (сестра Наталья)

Памятка:
для желающих креститься или участвовать в Таинстве Крещения в качестве восприемников (крестных)

Важно знать, что необходимо:
— Иметь твердое и осознанное желание участвовать в таинстве Крещения. Крестные должны осознавать ответственность за взятые на себя обязательства по духовному воспитанию крестника в православной вере.
— Получить бланк справки о прохождении обязательных бесед перед Крещением (это можно сделать непосредственно перед беседой за свечным ящиком).
— Посетить две беседы со священником, которые проходят в нашем храме еженедельно:
по субботам в 15:30
по вторникам в 18:30
— Получить отметки о прохождении бесед. Посещать беседы можно в любой последовательности и необязательно на одной неделе, главное — посетить обе. Присутствие на беседах родителей крещаемого (хотя бы одного) – крайне желательно.
— Восприемникам (крестным) исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин перед участием в Таинстве Крещения.
— За 2-3 дня до планируемой даты Крещения, уточнить, будет ли совершаться Таинство в выбранный Вами день (это опять можно сделать за свечным ящиком) и записаться на участие в Таинстве.
— В согласованный день прийти заранее (за 30 минут) до назначенного времени и сообщить о своем прибытии, руководствуясь в дальнейших действиях помощью сотрудников храма.
— Фото и видеосъемка возможны только по благословению совершающего Таинство священника.

С собой необходимо иметь:
— Для младенца: свидетельство о рождении, полотенце, пеленка, памперс, крестик на веревочке или цепочке, крестильная рубашка.
— Для мужчины: крестик на веревочке или цепочке, крестильная рубашка или белая футболка, тапочки.
— Для женщины: крестик на веревочке или цепочке, крестильная рубашка или ночная закрытого типа, простынь, тапочки.

Женщины должны быть в юбках и платках, на всех должны быть крестики.

Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, вы можете задать священнику.

Покаяние, исповедь

Таинство Покаяния

Покаяние является необходимым условием для спасения человека. Оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:7). И плодом покаяния является примирение с Богом и людьми, а также духовная радость, которую «никто не отнимет у вас» (Ин.16:21).

Покаяние является одним из семи Таинств Православной Церкви, так как через видимые священные действия человеку невидимо, таинственным образом сообщается Божественная благодать (спасительная сила Божия). Такой видимой стороной Таинства Покаяния является исповедь, которая заключается в исповедании грехов Богу в присутствии священника и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священника.

Подготовка к исповеди

Желающий принести покаяние перед Богом должен подготовиться к исповеди. Для этого следует заранее вспомнить и осознать все свои грехи. При этом необходимо помнить, что Господь ждет от нас не просто перечисления грехов, не детальные рассказы, а покаянное чувство, сокрушение сердца, жажду очиститься от грехов.

В ходе подготовки к исповеди особое внимание необходимо обратить на смертные грехи, т.е. те грехи, которые ведут к смерти души: это гордыня, блуд, зависть, чревоугодие, уныние, гнев, сребролюбие (алчность). Они неизбежно влекут за собой и другие тяжкие грехи.

В подготовке к исповеди может помочь литература, посвященная Таинству Исповеди, например, «Опыт построении исповеди» архим. Иоанна Крестьянкина, «В помощь кающимся» свт. Игнатия Брянчанинова и другая. Для того, чтобы не растеряться и ничего не забыть, грехи можно записать на листок и зачитать на исповеди.

Чтобы исповедаться, необходимо узнать, когда в храме происходит исповедь. В нашем храме исповедь совершается ежедневно во время и после вечернего богослужения, которое начинается в 17 часов. Во время Литургии исповедаются дети, болящие, престарелые, многодетные и те, кто по уважительной причине не смогли быть на вечерней службе. Перед священником на аналое лежат Евангелие и крест, которые во время исповеди знаменуют присутствие Самого Спасителя.

Перед исповедью священник читает общую для всех молитву, которую, по возможности, должен выслушать каждый исповедник. В этой молитве есть такие слова: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… аз же точию свидетель есмь «, что в русском переводе означает: «Здесь невидимо присутствует Христос, принимающий исповедь твою. Я же, иерей, только свидетель пред Ним». Эти слова каждый раз напоминают нам о том, что, стоя перед крестом и Евангелием, человек исповедуется во всех своих грехах Богу, не священнику.

Священник, выслушав исповедь, как свидетель пред Богом, задает (при необходимости) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние, возлагает на голову кающегося епитрахиль (часть облачения священника) и читает «разрешительную» молитву.

После этого исповеднику следует поцеловать крест в знак того, что Крестом Господь победил грех и смерть; затем поцеловать Евангелие, тем самым, обещая жить по заповедям Евангельским, и взять у священника благословение. Для этого необходимо сложить руки ладонями вверх (правую на левую) и склонить голову. Если исповедник готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите ли причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.

Причастие

Причащение есть Таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина принимает (вкушает) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Таинство Причащения ещё называют Евхаристией, что в переводе на русский язык означает «благодарение».

Установил Таинство Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. «Взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к людям), преломил и подал ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. » (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22,19-24; 1 Кор. 11, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «сие творите в Мое воспоминание».

В беседе же с народом Господь сказал: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6, 53-56). С тех пор Святая Евхаристия является первейшим и важнейшим из Таинств Церкви. Действующая в Таинстве Причащения благодать Божия оживляет душу и тело, исцеляет их. И это, по слову Господню, наш путь в жизнь вечную и драгоценная возможность приблизиться к Богу уже здесь, во временной земной жизни.

К Таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением (в переводе с греч. «говение» букв. «осторожность», «благоговение»), которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем исповедью. Говение продолжается несколько дней (как правило, три дня) и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пище – пост (исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца). Ум в эти дни не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться (речь идет о телевизоре, компьютерных играх, развлекательной музыке и т.п.). Накануне же Причащения готовящемуся к Причастию нужно быть на вечернем богослужении, во время которого необходимо поисповедоваться (утром, во время Литургии, исповедуются, как правило, лишь дети, кормящие или многодетные мамы, престарелые или больные люди). Также дома нужно прочитать, кроме обычных вечерних молитв, канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный к Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю. Затем читается последование ко Святому Причащению. Вполне возможно, что впервые готовясь к Святому Причастию, Вы не сможете прочитать все эти молитвы. Тем не менее, постарайтесь сделать максимум из того, что окажется Вам по силам. Смысл же всех этих правил в том, чтобы помочь душе прийти в соответствующее духовное настроение перед принятием Святых Христовых Тайн.

К Таинству Причащения принято приступать натощак, поэтому после полуночи уже не едят и не пьют. Утром готовящийся к Причастию прочитывает утренние молитвы и, не опаздывая, приходит на утреннее богослужение — Литургию, где, согласно заповеди Христовой, постоянно совершается и будет совершаться до скончания века Таинство Причащения. Во время Литургии хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Ближе к концу богослужения священник выносит Чашу со Святыми Дарами и читает молитву перед Причастием, после чего все готовившиеся к Причастию, сложа руки на груди крестообразно, по одному подходят к Чаше, и, назвав громко свое имя в Крещении, принимают Святые Дары. Далее причастники целуют край Чаши и отходят к столикам, где служители дают им запить Причастие освященным теплым питьем — вином с водой — и съесть кусочек освященного хлеба. После этого причастник читает благодарственные молитвы после Святого Причащения и старается весь день хранить себя в спокойствии и мире со всеми окружающими.

Таинство Причащения совершается в храме каждый день, кроме некоторых дней Великого поста, поэтому у верующих людей всегда есть возможность причаститься. Церковь советует, как можно чаще прибегать к Таинству Причащения. И подчеркивая особую необходимость частого Причащения, в заключении хочется привести слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь – это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовых Таин. В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин. Сегодня эта традиция ушла от нас по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию. Но традиция эта священна, и все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, предварительно исповедуя наши грехи, приуготовляя свою душу к причастию Святых Христовых Таин. И будем верить, что именно через это причащение Господь будет восполнять наши немощи, наши слабости и исцелять наши недуги…»

Документ «Об участии верных в Евхаристии»

Венчание

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

Приходящим к Таинству Венчания в нашем храме необходимо пройти предварительную беседу со священником.

Для совершения Таинства Венчания нужно иметь:
— Икону Спасителя.
— Икону Божией Матери.
— Обручальные кольца.
— Венчальные свечи (продаются в храме).
— Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Дни, в которые не совершается Венчание:
— Накануне среды и пятницы в течение всего года.
— Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).
— В Рождественский пост и святки: с 28 ноября по19 января.
— От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.
— В Петров пост.
— В Успенский пост.
— Накануне и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября.

Соборование

Таинство Соборования (Елеосвящение)

Соборование – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется Соборованием, потому что его может совершать «собор» из семи священников.

История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Во время совершения Таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.

Соборование требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Соборования не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.

После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься.