СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР АМБАРЦУМОВ

Дни памяти: 7 февраля (25 января по старому стилю) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 5 ноября ( 23 октября по старому стилю) 4-я суббота по Пасхе — Собор новомучеников, в Бутово пострадавших.

«Кровь мучеников — семя Церкви», — утверждал раннехристианский апологет Тертуллиан. Так еще одним небесным покровителем нашего храма стал священномученник Владимир Амбарцумов.

Священномученик Владимир родился 20 сентября 1892 года в городе Са-ратове. Его отец Амбарцум Егорович Амбарцумов вместе с Федором Андрееви-чем Pay был одним из основоположников обучения и воспитания глухонемых в России. Овдовев, с тремя маленькими детьми он приехал в немецкую колонию Сарепту под Царицыном в поисках воспитательницы для осиротевших младен-цев. В местной кирхе ему порекомендовали добропорядочную девицу из люте-ранской семьи Каролину Кноблох. Взяв на себя заботы о детях Амбарцума Егоровича, Каролина Андреевна со временем полюбилась отцу воспитываемых ею сирот и вышла за него замуж. Во втором браке у Амбарцума Егоровича родилось еще трое детей, младшим из которых был Владимир. Детей воспитывали в лютеранской вере. В Саратове, по семейному преданию, Амбарцум Егорович содержал частную школу для глухонемых. Будучи человеком милостивым, нестяжательным (де-тей бедных людей он учил безвозмездно) и непрактичным, он не смог поста-вить бытие своей школы на прочную материальную основу и разорился. Из Са-ратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву и посе-лилась на Шаболовке. Владимир Амбарцумович поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви, на-ходившееся в Петроверигском переулке.

После окончания училища для продол-жения образования он переехал в Берлин, где жили в то время братья его мате-ри Каролины Андреевны. В 1913-1914 годах, учась в Берлинском политехнику-ме, Владимир Амбарцумович давал частные уроки. Тогда же он впервые позна-комился с христианским молодежным движением. Однажды утром в июле 1914 года Владимир Амбарцумович проснулся и почувствовал с исключительной остротой, что ему надо возвращаться в Россию. Завершив в течение дня все неотложные дела, он выехал из Берлина на одном из последних поездов, уходя-щих в Россию перед началом Первой мировой войны. По возвращении в Россию Владимир поступил на физико-математический фа-культет Московского Императорского университета. В христианском сту-денческом кружке Владимир познакомился с Валентиной Алексее-вой, с которой его связывали общие духовные устремления, и в 1916 году женился на ней.

Вскоре после окончания университета в 1919 году талантливый физик Владимир Амбарцумович оставил научную деятельность и решил полностью посвятить свою жизнь проповеди Евангелия. Он начал активную проповедническую деятельность среди учащейся молодежи, организовал около десяти христианских кружков, в каждый из которых входило от десяти до пятнадцати человек. Это и стало поводом для начала гонений на будущего священномученика. За активную деятельность по организации молодежного христианского движения проповедник в 1920 году был арестован и перевезен в Москву. Здесь после освобождения Владимир Амбарцумович организовал новый христианский кружок в Кречетниковском переулке, которому посвятил себя без остатка после смерти горячо любимой жены. До 1924 года христианские студенческие кружки пользовались всеми правами легальных общественных организаций, проводили публичные лекции на религиозные темы, в том числе и в Политехническом музее. В 1924 году деятельность христианского студенческого движения была запрещена советской властью, и Владимир Амбарцумович продолжил свою деятельность нелегально, уволился с гражданской службы и не имел постоянного места жительства.

Крещение Владимир Амбарцумович принял только в 1925 году после знакомства с отцом Валентином Свенцицким, оказавшим большое влияние на его духовную жизнь, стал прихожанином Никольского храма на Ильинке и сразу включился в жизнь прихода. А уже 4 декабря 1927 года в кафедральном Преображенском соборе был рукоположен во диакона, а 11 декабря — во иерея и определен на служение к Георгиевской церкви Глазова. Через две недели отец Владимир был перемещен на службу в Московскую епархию и назначен настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. Как писал протоиерей Глеб Каледа, бывший духовным сыном отца Владимира, «праздничные богослужения его были благоговейным восторгом, который охватывал весь храм». Проповедовал он «живо и доходчиво»;особенно большое влияние оказывал на молодежь и подростков; «как пастырь он, казалось, был создан прежде всего для них».

В наш храм батюшка пришел впервые летом 1928 года: по просьбе священника Василия Надеждина, с которым у него сложились близкие отношения, он временно служил здесь. А с 1930 года отец Василий Надеждин перед своей кончиной в ссылке в Кеми, написав письмо своим духовным детям и отцу Владимиру, попросил его возглавить осиротевший приход. Отец Владимир откликнулся на эту просьбу и стал настоятелем храма святителя Николая Мирликийского у Соломенной сторожки; вместе с ним служил отец Михаил Шик, впоследствии принявший мученическую кончину в Бутове 27 сентября 1937 года.

Община Никольского храма, созданная в 1920-е годы отцом Василием, была известной в Москве. Наш храм посещало много молодежи; прихожане, в основном жители поселка при Сельскохозяйственной академии, занимались преимущественно наукой. Отец Владимир сумел сохранить и укрепить никольскую общину. Его службы и проповеди собирали полный храм. Прихожанам запомнились беседы на темы апостольских посланий и Евангелия; они были содержательными и поучительными. Со свойственной ему ревностью священномученик Владимир заботился о благолепии храма, уделял много внимания церковному хору. Обладая прекрасным музыкальным слухом и красивым голосом, он хорошо знал и любил богослужебное пение и часто обсуждал с регентом предстоящие службы, выбирая соответствующие песнопения.

Священномученик Владимир «был высокого роста с черными длинными волосами, всегда с бородой, и в молодости тоже». Он обладал твердым, не терпящим компромиссов характером и в то же время был очень миролюбив и не переносил ссор. С каждым человеком, за очень редким исключением, он разговаривал как с самым важным и дорогим. Он запечатлелся в памяти духовных детей как очень цельная личность; окружающих всегда поражал сосредоточенный взгляд его темно-карих глаз. Он мог сосредоточенно молиться среди шума и суеты; его близкие, у которых он нередко жил, вспоминают, как он подолгу молился, стоя в углу комнаты, в которой жизнь шла своим чередом: кто-то разговаривал, ел, спал и т. д. «Вспоминая его, — писал протоиерей Глеб Каледа, — стыдно оправдываться и слушать оправдания других, что не было условий для молитвы».

В сентябре 1931 года отец Владимир уволился за штат в связи с нежеланием следовать формуле поминовения властей введенной Временным Патриаршим Священным Синодом и поступил на гражданскую службу, но активную духовно-религиозную работу продолжил: руководил своими духовными детьми, совершал службы в домах наиболее близких из них, исповедовал, занимался с молодежью.

5 апреля 1932 года отец Владимир был арестован органами ОГПУ как «активный участник Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации «Истинно Православная Церковь». На допросе он показал, что как верующий человек не мог разделять политики советской власти по религиозному вопросу и поминать безбожные власти за службой, но свое участие в какой-либо контрреволюционной деятельности опроверг. 7 июля 1932 года священномученик Владимир был приговорен к высылке в Северный край сроком на три года. По этому делу было арестовано более ста человек духовенства и мирян, в том числе и большая группа прихожан Соломенной сторожки.

После условного досрочного освобождения отец Владимир продолжал работать научным сотрудником в ряде научно-исследовательских организаций, занимался разработкой и конструированием различных приборов и установок, имел авторские свидетельства на изобретения. В это время отец Владимир скитался из квартиры в квартиру по своим московским друзьям. Иногда, войдя в чей-нибудь дом, он видел, что там и так много народа, и уходил, ища пристанища на ночь в другом месте.

В августе 1937 года начались массовые аресты. В ночь с 8 на 9 сентября сотрудники НКВД явились в дом на окраине села Николо-Архангельское,

неподалеку от Москвы, где в то время в двух маленьких проходных комнатках жила семья Амбарцумовых. После обыска отец Владимир был заключен в Бутырскую тюрьму. На допросах свое участие в контрреволюционных организациях батюшка вновь не подтвердил, круг знакомых не раскрыл, называя или покойных, или лиц, находящихся вне досягаемости властей, или просто отказываясь отвечать, а на вопрос о его отношении к советской власти ответил: «Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть».

3 ноября 1937 года тройка при УНКВД СССР постановила «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять». 5 ноября священномученик Владимир был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Его родственники узнали о мученической кончине только в 1989 г.

Священномучениче Владимире, моли Бога о нас!

4_3

4_1

4_2